СМИ: полиция применила перцовый газ и дубинки против демонстрантов в Гонконге
По данным RTHK, по меньшей мере один сотрудник правоохранительных органов получил ранения, также пострадали несколько журналистов
ГОНКОНГ /СЯНГАН/, 9 июня. /ТАСС/. Столкновения между демонстрантами и полицией отмечены в ночь на понедельник в центре Гонконга. Как передает радиотелевещательная корпорация RTHK, часть участников многотысячной акции протеста против закона об экстрадиции с КНР не пожелала расходиться после полуночи и попыталась штурмовать здание Законодательного совета.
Стражи порядка сдерживали толпу металлическими барьерами и применили против отдельных радикально настроенных лиц перцовый газ и дубинки. По меньшей мере один сотрудник правоохранительных органов получил ранения. Также пострадали несколько журналистов.
Изначально акция протеста проходила мирно и носила организованный характер. Несколько сотен тысяч жителей Гонконга - по некоторым оценкам, до 1 млн человек - прошли маршем от парка Виктория к правительственному комплексу в районе Адмиралти. Тем самым они выразили протест против готовящегося закона об экстрадиции с КНР и усиления контроля со стороны властей Китая над внутренними делами этого самоуправляемого специального административного района.
Гонконг, наделенный высокой степенью автономии по формуле "одна страна - две системы", не имеет соглашения об экстрадиции с материковым Китаем. Но в настоящий момент местная администрация готовится наладить сотрудничество в этой сфере, при котором каждый случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке.
Нововведение позволит выдавать по запросу китайских органов на материк лиц, подозреваемых в нарушении законов КНР. Против этого выступает местная оппозиция, обеспокоенная усилением контроля Пекина над внутренними делами Гонконга. Она опасается, что экстрадиция может распространяться не только на фигурантов уголовных и коррупционных дел, но и на правозащитников и местных диссидентов.
Идея принятия закона за последние недели вызвала бурные споры в гонконгском обществе и спровоцировала акции протеста.
"CST command" при оценке данных событий руководствуется лишь имеющимися фактами судебных преследований россиян. А на данный момент факты говорят, что фактов беззакония или сомнительных судебных приговоров в отношении россиян в континентальном Китае практически нет, а вот в Гонконге есть - Юрий Сысоев получил 26 лет за то же деяние, за которое других граждан признают жертвами торговли людьми и оправдывают. Именно дело Юрия Сысоева может служить индикатором сравнительной оценки судебных систем большого Китая и Гонконга. Надеемся, что обе стороны это понимают и разыграют эту карту в пользу российского гражданина - кто из них (КНР или Гонконг) первый заявит о необходимости пересмотра приговора и проведении необходимых экспертиз, на той стороне и будут симпатии если не всех россиян, то хотя бы российских правозащитников.
Журналист «МК» побывал в самом западном регионе КНР: прав ли Запад, обвиняя Китай в создании лагерей
«В Китае, как ты, наверное, знаешь, и сам император китаец, и все его подданные китайцы». Хрестоматийное начало написанной в 1843 году сказки Ганса-Христиана Андерсена «Соловей» сегодня, в XXI веке, безнадежно устарело. И императора в Китае нет уже давно. И далеко не все граждане Китая — этнические китайцы. Когда исполнилась моя давняя мечта и я прилетел в Урумчи, главный город Синьцзяна, я понял, что попал в совсем другой Китай. Этот Китай очень похож на «нашу» — советскую и постсоветскую Среднюю Азию. Само собой, с мощной китайской спецификой.
«Русский след» в Синьцзяне
Расшитые тюбетейки, характерные среднеазиатские узоры на шелковых и хлопчатобумажных тканях, мечети, арыки и высокие тополя вдоль дороги в деревнях, выпеченные в тандыре круглые лепешки-наан, умопомрачительно пахнущие, щедро посыпанные молотой зирой и перцем шашлыки. А обилие красных флагов, серпов и молотов, школьников в пионерских галстуках вообще вызывает волей-неволей прилив ностальгических чувств. И главное — прекрасные люди, среди которых чувствуешь себя как дома.
У британского писателя П.Г. Вудхауса в его книгах про Дживса и Вустера есть пара второстепенных персонажей, которые, проведя дней десять в той или иной экзотической стране, ничтоже сумняшеся публиковали книги типа «Индия изнутри» или «Куда идешь, Бразилия?». Не хочу уподобляться подобным авторам. Десяток дней, проведенных в Синьцзяне, увы, не делают меня экспертом по этому обширному (три Франции поместятся) и удивительному региону, расположенному на самом западе Китая. Но я попробую рассказать об увиденном и услышанном.
КНР — многонациональная страна. И ханьцы (собственно китайцы) — лишь одна из населяющих ее национальностей, хотя и самая многочисленная. Взгляните на китайские банкноты — там надписи на разных языках, сделанные разными шрифтами. Китайскими иероглифами, тибетским письмом и старомонгольскими буквами. И еще арабской вязью — это по-уйгурски.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе вывески, выполненные арабской графикой, встречаются почти столь же часто, как и китайской. Что еще более усиливает экзотику региона, который населяют 47 национальностей — из них 13 называются коренными: уйгуры, ханьцы, казахи, киргизы, монголы, узбеки, таджики, татары, русские... Да, в регионе русские официально считаются одной из местных национальностей — впрочем, их численность невелика: менее 10 тысяч человек.
И тем не менее «русский след» то и дело встречается в Синьцзяне. Например, православная церковь в Урумчи. Читаю написанную арабской графикой уйгурскую вывеску «Ясли». А доктор будет «дохтур», медсестра — «медсестра», поезд — «пойиз», пиво — «пивэ». «Билет бар?» — «Билет йок» — что тут непонятного? И это только навскидку. А уж мои коллеги из Казахстана и Киргизии говорили с местными жителями (каждый на своем языке) без переводчиков, отлично понимая друг друга — ведь уйгурский язык родственник и казахскому, и киргизскому, и узбекскому, и татарскому, и якутскому. Между прочим, еще несколько десятилетий назад синьцзянские уйгуры использовали кириллицу!
Было бы странно, если бы было иначе. И дело не только в общих тюркских корнях народов Центральной Азии. Наша страна и сейчас имеет (пусть и небольшой — около 55 км) участок границы с Синьцзяном на Алтае. А в прошлом граница тянулась на тысячи километров — в Казахстане, Киргизии, Таджикистане. В свое время Синьцзян был одним из театров «большой игры» между Россией и Британией, ставкой в которой было господство в Средней Азии и Индии. Сюда, на китайскую сторону, бежали подданные Российской империи после подавления Среднеазиатского восстания 1916 года. Сюда же уходили целыми соединениями разгромленные белогвардейцы. В 1930-е и 1940-е годы СССР активно принимал участие в происходивших в Синьцзяне событиях. Случалось, что в регион входили части Красной Армии, чтобы навести порядок (бывало даже такое, что действовали они вместе с белоэмигрантскими частями!).
Вообще надо сказать, что в прошлом столетии Синьцзян — как и остальные части страны — лихорадили исторические бури. А с учетом удаленности от центра, этнической и религиозной специфики — особенно. Делались попытки отделиться от Китая: в 1933 году в Кашгаре была провозглашена просуществовавшая несколько месяцев Исламская Республика Восточного Туркестана, а в 1944-м — Республика Восточный Туркестан. Отголоски давних событий эхом отдаются и сейчас. Еще несколько лет назад то и дело из Синьцзяна приходили вести о терактах, нападениях на полицейские участки, бунтах и столкновениях. В последнюю пару лет (постучим по дереву, чтобы не сглазить) стало гораздо спокойнее.
Что говорят и пишут?
Синьцзянская столица Урумчи — уникальный город в силу своего географического положения, в своем роде рекордсмен. Это самый удаленный от моря крупный населенный пункт в мире. Однако в море информационном этот регион занимает сегодня особое положение.
В западных СМИ Синьцзяну уделяют много внимания. И внимания не слишком благосклонного.
Я вспоминаю, как в 2009 году из Синьцзяна приходили тревожные вести о беспорядках, актах насилия и вандализма. Власти обвинили в организации случившегося эмигрантские организации, подстрекавшие «преступные элементы» через Интернет. В те дни я общался по телефону с находившимися в Германии представителями «Всемирного уйгурского конгресса» и уйгурской диаспоры в Средней Азии, которые настаивали на мирном характере своих действий и отсутствии призывов к насилию. Зато они винили китайских коммунистов в ущемлении политических и экономических прав уйгуров, их религиозных свобод, в стирании исторической памяти, в переселении китайцев из внутренних районов в СУАР. В том, что доля уйгурского населения в Урумчи сократилась до 20 процентов. В том, что высокие посты занимают ханьцы, и им же отдается предпочтение при приеме на работу.
С тех пор прошло 10 лет. Синьцзянская тема вновь громко звучит на Западе. В конце августа прошлого года эксперты комитета ООН по искоренению расовой дискриминации опубликовали доклад, в котором говорится, что до миллиона уйгуров могут находиться в «перевоспитательных лагерях» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Смотрю по новостным агрегаторам, что пишут англоязычные медиа об этом регионе. Вот только некоторые заголовки: «Китай разрушил мечети и другие мусульманские объекты в Синьцзяне» (The Washington Post). «США обвиняют Китай в содержании до 3 млн синьцзянских мусульман в концентрационных лагерях» (Forbes). «Полицейское облако»: китайская база данных отслеживает приложения, локацию машин и даже использование электричества в мусульманском регионе» (Time). «Майк Помпео призвал Китай немедленно прекратить задержания уйгуров в Синьцзяне» (Guardian). «Уйгурская беженка рассказывает о смерти и страхе в китайских лагерях в Синьцзяне».
А вот цитата: «Китай находится перед лицом нарастающего осуждения за его предполагаемое преследование мусульманских меньшинств. По оценкам Государственного департамента, от 800 тыс. до 2 млн тюрков-мусульман, включая уйгуров, этнических казахов, киргизов и других, содержатся в том, что Пекин называет «лагерями перевоспитания». Другие называют это концлагерями».
Другая цитата: «Китайские власти в западной провинции Синьцзян строят исчерпывающую базу данных, которая отслеживает перемещения, использование мобильных приложений и даже потребление населением электричества и бензина в этом в значительной степени мусульманском регионе, заявляет американская правозащитная группа».
Активно выступает с критикой действий КНР в Синьцзяне Турция. Например, представитель турецкого МИД Хами Аксой выражал озабоченность тем, что живущие за пределами Китая (в том числе и в Турции) уйгуры не могут получить сведения о родственниках и близких в СУАР. И призывал Пекин уважать права уйгуров и закрыть лагеря.
В Китае в ответ на эти обвинения утверждают, что речь не идет о массовых репрессиях. Что идет борьба с терроризмом — и только с 2014 года в регионе обезврежено 1588 банд, арестовано 12 995 террористов, захвачено 2052 взрывных устройства, конфисковано более 345 тыс. экземпляров нелегальных религиозных материалов, а за незаконную религиозную деятельность подвергнуто наказанию более 30 тысяч человек (эти данные приведены в брошюре, подготовленной службой информации Госсовета КНР). Что проводится программа борьбы с радикализацией молодежи и экстремизмом. Что цель тех учреждений, которые на Западе именуют «концлагерями», — не наказание, а перевоспитание, обучение и возвращение обществу полноценных граждан. Что на кону стоит целостность государства и противостояние терроризму. Что нет дискриминации по национальному и религиозному признаку. Но слышны ли эти слова?
«Нас не хотят услышать на Западе. А ведь мы хотим сделать хорошее дело. Но нас даже не слушают», — с нескрываемой горечью сказал мне китайский собеседник.
«Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Эту фразу я не раз слышал в Синьцзяне, куда приехал в группе иностранных журналистов по приглашению местных властей.
Безусловно, это так. Но могу ли я стопроцентно доверять своему зрению? И я предвижу упреки: «Ты увидел лишь то, что тебе хотели показать. И показали тебе потемкинские деревни. А на самом деле все просто ужасно». И так далее.
Может быть. На самом деле я не жалуюсь на фантазию и очень много могу домыслить. Живу я на свете не первый год — и я очень многое могу предположить о том, что осталось «за кадром». Но я не буду домысливать и предполагать. А лишь расскажу о том, что я видел и слышал. Не раздавая по возможности оценок. И все равно я ступаю на довольно скользкую почву, рискуя нарваться на критику справа и слева.
Мне меньше всего хочется примеривать на себя роль Горького или любого другого советского писателя — из тех, кому наши современники любят попенять за то, что они побывали «экскурсантами» на Соловках или на Беломорканале, а потом воспевали лагерный труд. Но я не Горький, а то, что я увидел в Синьцзяне, — далеко не Беломорканал. И те заведения, которые мне довелось посетить, совсем не похожи ни на лагеря, ни на исправительные колонии.
Что я видел?
А вот Максима Горького я в Китае все-таки увидел. Точнее, его портрет, висевший в «центре профессиональной подготовки» в уезде Вэньсу, неподалеку от города Аксу. Изображение «буревестника революции» сопровождается его цитатой на уйгурском и китайском языках. О том, что гений — это просто искра, а чтобы она превратилась в пылающее пламя, надо учиться...
Итак, наш микроавтобус въезжает за ограду — довольно невысокую. Колючей проволоки и вышек не видно. Сам въезд в центр, правда, «фортифицирован», есть на нем охрана, но эту картину можно увидеть где угодно в общественных местах.
Другое дело, что вокруг центра пустыня. От города ехать около получаса. Так что бежать, в общем-то, некуда. Впрочем, через несколько дней мы летим в другой синьцзянский город, Хотан. И там нас везут в аналогичный центр, расположенный в городской черте, через узкую дорогу от обычной школы. И тоже невысокий забор по периметру, без внешних признаков сверхохраняемого «пенитенциарного заведения»... В остальном же оба заведения похожи одно на другое — и там, и там иностранную прессу встречали народными танцами и музыкой.
Центр в уезде Вэньсу был создан в апреле позапрошлого года. В нем насчитывается 14 классных комнат для обучения языку и 36 помещений, где преподают различные профессиональные навыки — изготовление париков, портняжное дело, ковроткачество, выпечка кондитерских изделий, плодоводство, ремонт электроприборов и автомобилей. Есть помещения для занятий народными танцами, чайной церемонией, каллиграфией и рисованием. В другом центре, что близ Хотана, немного другой набор профпродготовки: поварское искусство (самое популярное здесь направление: несколько десятков человек стоят у плиты, подбрасывая содержимое сковородок-воков, нарезая тесаками редьку и готовя плов), уход за младенцами (очень, говорят, перспективная квалификация), работа горничных и официантов, парикмахерское дело, массаж...
Внешне все напоминает обычную школу — если только не брать во внимание то, что ученикам от 22 до 40 лет. Директор центра в Вэньсу рассказывает, что здесь находится более 400 человек, 182 человека уже вышли из его стен, вернувшись к обычной жизни.
Заглядываю в комнаты, где живут учащиеся. Довольно спартански обставленные комнаты. Несколько двухъярусных кроватей, большой обеденный стол, столы для занятий, стулья, душевая на несколько человек. Обязательная стойка с газетами. На стенах у кроватей кое-где наклеены журнальные вырезки. Примерно так выглядела моя комната в студенческом общежитии.
Времени на посещение центра было отведено не так много, как хотелось бы. Удалось переговорить с учащимися — причем мы сами выбирали, кому задавать вопросы. Никто не мешал фотографировать, и никто потом не требовал показывать отснятое (и уж тем более удалять какие-либо кадры).
Рассказы наших собеседников — а я говорил с несколькими парнями и девушками в обоих посещенных центрах — похожи один на другой. Все они попали в центр после того, как начали интересоваться материалами радикально-исламистского характера. Кто-то, наслушавшись речей о том, что ханьцы — иноверцы, «неверные», с которыми не следует иметь ничего общего, устраивал драки, бил стекла в принадлежащих ханьцам магазинах. Рано или поздно они «попадали на карандаш» — причем, судя по рассказам, некоторые делали это добровольно. Судя по рассказам, молодые люди оказывались перед выбором: либо попасть в тюрьму и получить на всю жизнь «черную метку», либо поступить в центр, пройти обучение и выйти нормальным гражданином, имеющим работу и перспективы нормальной жизни.
Двадцатипятилетняя Нурбия находится в центре с 2017 года. Сюда она попала после того, как увлеклась чтением в телефоне экстремистских материалов антиправительственного содержания. А в Китае это является незаконным. Затем вместе с друзьями стали собираться в незаконной группе. В деревне девушку вызвали «куда надо» и направили сюда. До того как попасть сюда, Нурбия ни слова не знала по-китайски. Теперь мы видим ее записывающей в тетрадь китайские иероглифы. И на вопросы отвечает по-китайски. Спрашиваем: когда она выйдет? Когда сдаст экзамены. После учебы хочет создать фабрику швейных изделий.
Говорит, что каждую неделю она может ездить домой на побывку, с пятницы по понедельник. Родителей видела на прошлой неделе, к тому же в любое время можно позвонить по телефону.
— Разрешены ли мобильники? — спрашиваем у сотрудников центра.
— Вообще-то не запрещены, их можно иметь, но пользоваться во время занятий нельзя. И в центре есть стационарные телефоны, так что учащиеся звонят родным по ним...
32-летняя Айгуль находится в центре уже год. Учится на пекаря кондитерских изделий. Она рассказывает, что жила в городке поблизости, работала в офисе. Из любопытства стала загружать из Интернета незаконный контент, мало-помалу стала проникаться прочитанным. Рассказывает, что начала ненавидеть своих коллег-китаянок. А потом — молиться на работе, в автобусе. В Китае молиться в общественных местах запрещено.
«Я совершила много ошибок, я находилась под влиянием экстремизма», — рассказывает девушка. И прибавляет, что получила шанс исправить положение. В центр попала, по ее словам, при помощи секретаря местной парторганизации. Говорит, что в будущее смотрит с оптимизмом, надеется получить профессию и открыть магазин.
Еще одна молодая женщина, 33-летняя Куржанат, учится уходу за новорожденными, работала в копировальном салоне. Какие-то люди принесли ей запрещенные материалы (о том, что долг каждого мусульманина принимать участие в джихаде), они ей показались интересными — стала размножать. «Мой муж заметил, мы с ним пошли вместе в комитет и все рассказали. Там мне начальник сказал, что я должна исправить совершенные ошибки, сделать правильный выбор». В итоге Куржанат оказалась в центре...
Двадцатипятилетний Абдрахим попал в центр в Хотане в июле прошлого года. «Я находился под влиянием экстремистских идей, — рассказывает парень. — Со своим другом ходил на нелегальные собрания, начал изучать нездоровые идеи. Меня вызвали в поселковый комитет, со мной поговорили, объяснили, в чем я неправ. Я осознал свои ошибки и подал заявку на поступление сюда. Изучаю госязык, законы, учусь на парикмахера».
Спрашиваем, на какой срок попадают сюда, — большинство проводит в центре более года.
— И что нужно, чтобы отсюда выйти?
— Главный критерий — это успешно сдать экзамен по государственному языку.
— Где гарантия, что ваши выпускники будут «излечены» от экстремизма?
Директор школы выражает уверенность, что именно так и будет: «После изучения государственного языка усиливается понимание законов. Наша цель — чтобы они знали, что соблюдение закона — это обязанность каждого гражданина». Действительно, многие «перевоспитуемые», до того как попасть в центр, либо совсем не знали китайского языка, либо знали очень слабо. По замыслу властей, обучение госязыку не только поможет усвоению законов, но и станет социальным лифтом.
— Но, может быть, ваши выпускники продолжают находиться под надзором?
— Нет, они не находятся под надзором...
Честно говоря, этот ответ вызвал у меня скепсис. И, конечно, по итогам посещения центров в Аксу и Хотане накопилось немало вопросов. Главный из них: что осталось «за кадром»? И насколько типичным является то, что я увидел в двух центрах? И сколько всего таких центров? До какой все-таки степени добровольным является решение молодых людей попасть туда?
Или почему ребята не получают духовную поддержку? Ведь приезжающие в центры имамы и муллы могли бы объяснять учащимся, почему экстремизм несовместим с верой. Но этого не предусмотрено, как не предусмотрены и молитвы, и чтение Корана. Как поясняют, для молитвы есть специально отведенные законом места, а центр таковым не является... На мой взгляд, когда речь идет о таких чувствительных материях, как вера, религия, надо действовать очень аккуратно и деликатно. Понятно, что в Китае свои законы. А в чужой монастырь со своим уставом, как известно, не ходят.
Но кто знает, может, в результате проб и ошибок китайские власти придут к более мягким формам воздействия на молодежь. В конце концов, Китай отлично использует инструменты «мягкой силы» в самых различных сферах. А в борьбе с терроризмом и экстремизмом жестких мер мало — нужна не просто «мягкая сила», а smart power, «умная сила». Я верю, что такая сила будет выработана.
Дилемма без решения?
Нас везут в сельскохозяйственный экспо-парк в горое Чанцзи. Огромные площади оранжерей и теплиц — орхидеи всякие, бананы, чего там только нет! Но я смотрю на трубы, по которым растениям подается вода. И думаю совсем не о пышной флоре. Сочленения труб — где я их видел? И вспоминаю: в Урумчи, на выставке изъятого у террористов оружия. Эти фрагменты труб использовали для изготовления самодельных бомб.
Выставка, посвященная жертвам террористических актов, с которыми столкнулся за последние десятилетия Синьцзян, — зрелище не для слабонервных. Очень натуралистичное. Не щадящее чувств. Бьющее по нервам. Разорванные и обугленные тела. Обезглавленные трупы. Мертвые дети, мужчины и женщины, ханьцы и уйгуры. Застывшее в смертной муке лицо убитого полицейского. Сельский учитель, с которым расправились за то, что преподавал учение Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Размозженные камнями головы. Видео с камер наблюдения — взрывающиеся смертники, террористы, набрасывающиеся на случайных прохожих с ножами, врезающиеся в толпу автомобили, разлетающиеся в сторону сбитые люди. Почему-то больше всего «цепляют» кадры, где топориком бьют по голове подвернувшегося под руку торговца, стоявшего со своей тележкой. Пропагандистские ролики запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, специально ориентированные на уйгурскую (впрочем, не только на нее, есть видео, рассчитанное и на говорящих по-китайски) аудиторию, — с казнями, убийствами, подрывами в Сирии и Ираке. И в Интернете такой продукции пруд пруди, с угрозами устроить Китаю реки крови.
Можно сколько угодно сочувствовать национально-освободительным идеям, но где и когда заканчиваются высокие идеалы и начинается терроризм без прикрас?
И кто может возражать против того, что с экстремизмом и терроризмом надо бороться?
Никто и не скрывает, что принимаемые Пекином контртеррористические меры — не от хорошей жизни. Зато наши китайские сопровождающие говорят: у нас за последние двадцать восемь месяцев не было зафиксировано ни одного теракта. Значит, меры оказываются действенными?
И кто может решить эту дилемму: что важнее — права человека или безопасность? Свободы или стабильность? Мне кажется, что простого решения здесь не может быть. Да и сложное — есть ли? И уж, наверное, не Соединенным Штатам с их лагерем в Гуантанамо и тайными тюрьмами ЦРУ критиковать Китай за его методы борьбы с экстремизмом...
Нас везут в гости к 25-летнему выпускнику одного из центров профподготовки. Симпатичный широкоплечий крепыш Абдували выглядит уверенным в себе и довольным жизнью. Его история похожа на те, что мы слышали от других «перевоспитуемых»: «Я любил читать и смотреть в телефоне разные экстремистские материалы, они произвели на меня глубокое впечатление. Например, о том, что мы четко должны разграничивать мусульман и иноверцев. Или о том, что в рай можно попасть только после того, как убьешь «неверного». По словам парня, он добровольно признался поселковым властям, что смотрел запрещенные материалы. Провел в центре 8 месяцев — в это время жена оставалась дома. Молодая женщина, держащая двухлетнюю дочку на руках, говорит, что не слишком беспокоилась за мужа: каждую неделю он приезжал домой, могли созваниваться с ним. «Он сильно изменился за это время, — рассказывает она. — Начал заботиться обо мне, о семье». Теперь парень, получивший две специальности (сельскохозяйственные технологии и выпуск обуви), работает на обувной фабрике: «Раньше сидел на половине гектара земли, занимался сельским хозяйством. Сейчас зарабатываю значительно больше». Имеет домик с участком для огорода — две трети стоимости дало государство, оставшуюся треть должен выплачивать сам. Организаторы поездки признают, что пример этого парня — один из самых успешных. И все равно увиденное впечатляет.
И я вновь возвращаюсь к тому, что лучше один раз увидеть, чем множество раз услышать. Читая западные СМИ, волей-неволей начинаешь представлять себе жизнь в Синьцзяне как нечто жуткое: забитое местное население, стонущее под гнетом властей, беспросветный мрак. Ничего подобного я не увидел ни в Урумчи, ни в Аксу, ни в Хотане. Обычные люди, спешащие по делам или лениво прогуливающиеся. Весело болтающие между собой типичные ханьцы и уйгуры в тюбетейках. Торгующие на рынке и поглощающие лапшу и кебабы. Выгуливающие детей дедушки и флиртующая молодежь. Простая человеческая жизнь...
Глядя на активно продающуюся этническую одежду, которую носят не только по праздникам и не только участники фольклорных ансамблей, начинаешь с недоверием воспринимать разговоры о том, как китайцы стараются вытравить национальную культуру меньшинств. Да вот говорят, что многие китайцы, живущие в СУАР, вслед за своими мусульманскими соседями перестают есть свинину, отдавая предпочтение баранине. Не очень сочетаются с преследованиями национальной культуры фантастические сцены, которые показывают в Синьцзянском Большом театре в грандиозном спектакле «Назад по Шелковому пути», где представлено уникальное наследие уйгуров и других народов, населяющих этот край.
Или вот еще: если горожанам-ханьцам в рамках политики «одна семья — один ребенок» действительно разрешали иметь одного ребенка, то представителям национальных меньшинств — двух детей. А в деревнях — троих...
На Западе пишут про снос в Синьцзяне мечетей, но я не видел сообщений про строительство новых. Мне довелось побывать в новой, всего два года назад построенной мечети в городе Аксу. Тридцатилетний имам мечети говорит, что да, старая мечеть была снесена, но там не было никаких удобств, зато в новой есть все необходимое — от электричества до водопровода. «Зимой в мечети тепло, а летом прохладно», — говорит имам. С гордостью демонстрирует парковку на сотню автомобилей: «Теперь у большинства прихожан есть машины, а раньше у многих даже велосипеда не было, приходили молиться пешком». В городе Хотан посещаем мечеть, построенную в XIX веке, — но в ней проведен ремонт, подведены коммуникации. На вид очень просторно — помещение рассчитано на 2 тыс. человек и хорошо обустроено.
Конечно, не все из увиденного в автономии выглядит как тишь да гладь.
Да, бросаются в глаза расположенные чуть ли не в каждом квартале полицейские участки. Подъезды к учреждениям фортифицированы по всем правилам: бетонные блоки, металлические ограждения из труб диаметром с древесный ствол, ежи-рогатки. Заходишь в универмаг или на почту — выкладывай вещи на ленту досмотра, все будет просвечено. Чтобы зайти в метро — то же самое (но с тем же я столкнулся и в метро Дели, да и в в московском метро нет-нет да проверяют рюкзаки и чемоданы). Само собой, вездесущие камеры видеонаблюдения, и тут же припоминаются рассказы о программах распознавания лиц, тотальной слежке и т.д. С другой стороны, похоже, это вообще неизбежная примета современного мира.
Да, крайне раздражает отсутствие привычных интернет-поисковиков, мессенджеров и почтовых ящиков — и от этого, кстати, перспективы российского «суверенного Интернета» выглядят еще менее привлекательными.
Да, никто не скрывает, что уровень жизни в здешних краях остается пока невысоким. ВВП на душу населения в Синьцзяне в несколько раз меньше, чем в Пекине или Шанхае. Но я видел, как много строится домов и дорог, больниц и детских садов. Как человек, высаживая тысячи деревьев, заставляет пустыню Такла-Макан, это «море смерти», отступать.
В автономии создаются новые рабочие места, повышаются стандарты жизни. Власти вкладывают миллионы в развитие Синьцзяна. В том числе потому, что отлично осознают: бедность и неразвитость — отличная питательная среда для экстремизма. В копилку антитеррора идет и объявленная Си Цзиньпином борьба с коррупцией, ведь идеологи сепаратизма говорили: смотрите, эти коммунисты-ханьцы — взяточники и воры.
Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда. Так утверждал певец британского империализма Редьярд Киплинг. И был в корне неправ. Потому что по крайней мере в Синьцзяне Запад и Восток встречаются. Ведь если одни именуют этот край «Восточным Туркестаном», то другие — «Западными областями». Точнее будет сказать, что СУАР вполне может стать мостом между Западом и Востоком. Особенно если учесть, что через регион проходил знаменитый Шелковый путь, соединявший Поднебесную со Средней Азией, Ближним Востоком, Средиземноморьем и в конечном счете Европой.
Синьцзян, как и в старину, может стать важным узлом — уже в рамках амбициозной инициативы «Один пояс, один путь». Хотя западные эксперты и скептически оценивают перспективы непростого региона стать мощным хабом, думаю, что предпринимаемые усилия не пропадут втуне.
Я осознаю, что за время своего путешествия увидел так мало! И что многое осталось вне поля моего зрения. И что я мог увидеть лишь то, что мне хотели показать. Но вот о чем я думаю. Древняя китайская философия подарила миру понятие «инь-ян», единства и борьбы противоположностей: столица и окраина, единство и сепаратизм, центростремительные и центробежные силы. Все это можно увидеть в истории и сегодняшнем дне Синьцзяна. Да, проблем в многонациональном Синьцзяне много, этого не отрицает никто. И не каждую можно решить лихим кавалерийским наскоком. Я не знаю, к чему придет этот край в будущем. Но как человек, родившийся в стране, которой больше нет, в Советском Союзе, я знаю, что, оказавшись порознь, мы потеряли гораздо больше, чем приобрели. И поэтому надеюсь, что Китай во всем своем многообразии сохранит выстраданное вместе и вместе взращенное единство. И ответственность за это лежит на плечах как Пекина так и регионов. Впрочем, это касается не одного только Китая.
Урумчи–Аксу–Хотан–Москва.
Власти КНР сообщили об аресте двух граждан Канады, которые были задержаны в декабре 2018 г. по обвинению в шпионаже и краже государственной тайны.
Правоохранительные органы Китая официально арестовали канадцев Майкла Коврига и Майкла Спавора. Об этом в ходе пресс-конференции в четверг сообщил представитель МИД КНР Лу Кан. По его словам, Ковриг арестован по обвинению в шпионаже, Спавор арестован по обвинению в краже информации, представляющей государственную тайну.
Бывший дипломат Майкл Ковриг и бизнесмен Майкл Спавор были задержаны в Китае 10 декабря 2018 г. В Пекине не связывали их задержание с арестом финансового директора компании Huawei Technologies Мэн Ваньчжоу в Канаде, однако многие эксперты расценили данные действия как ответные меры КНР против Канады.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо впоследствии назвал задержание канадцев в Китае "непредвиденными последствиями" торговой войны между США и КНР.
В канадском министерстве иностранных дел сказали, что осуждают незаконный арест сограждан властями Китая.
Китайские власти официально взяли под стражу двух канадских граждан бывшего дипломата Канады Майкла Коврига и бизнесмена Майкла Спейвора. В декабре 2018 года они были задержаны по подозрению в краже государственных секретов Китая. Взятие под стражу произвели через несколько дней после заключения под стражу Мэн Ванчжоу.
Известно, что канадцев подвергали многочисленным допросам и пыткам, к примеру, держали в помещении, где искусственное освещение было включено круглосуточно. Взятым под стражу запрещалось выходить из комнаты. Допросы могли составлять по времени до 8 часов.
На сегодняшний день Майкла Коврига и Майкла Спейвора держат в специальном центре содержания под стражей. Ни одному из арестованных до сих пор не представили официальных обвинений в совершении преступления, сообщило внешнеполитическое ведомство Канады.
Средства массовой информации выдвигают предположения, что взятие под стражу жителей Канады было совершено в качестве платы за недавний арест финдиректора китайской компании Huawei Мэн Ваньчжоу по запросу США.
Суд в Гонконге признал невиновной греческую фотомодель Ирину Мелиссаропулу, задержанную более года назад в местном аэропорту с 2,6 кг кокаина, передает портал Pressroom.gr.
Адвокат Сакис Кехагиоглу рассказал журналистам, что судьи единогласно приняли решение оправдать девушку, которую ранее обвиняли в контрабанде запрещенных веществ.
Гречанку арестовали в ноябре 2017-го в международном аэропорту Гонконга. В азиатскую страну она прилетела из Африки. Во время проверки сотрудники полиции нашли в вещах Ирины сумку с 2,6 кг кокаина. Девушка сразу же была арестована. Была проведена экспертиза, которая показала, что следов ДНК гречанки на упаковке с наркотиками обнаружено не было.
На суде модель рассказала, что сумку ей дал ее друг из Румынии, которому она доверяла. При этом она не знала, что находится внутри. По словам Ирины, ее отец долгое время служил в полиции и работал на таможне в Митилини. Поэтому она знала, что найти наркотики таможенниками не составляет труда, и не собиралась промышлять контрабандой.
Арест девушки вызвал широкий общественный резонанс в Греции. Афины призывали Гонконг освободить невиновную модель. За контрабанду наркотиков ей грозило пожизненное заключение, но, к счастью, суд разобрался в этом деле. Теперь Ирина свободна и может вернуться на родину.
На этом фоне приговор Юрию Сысоеву в том же Гонконге, которому дали 26 лет за то же самое (использование вслепую в качестве "слепого мула") шокирует не столько своей жестокостью и неадекватностью (где в деле анализы следов ДНК с упаковок наркотиков ?) и нелогичностью, cколько отсутствием реакции официальных дипломатических ведомств РФ и СПЧ по данному поводу. Или наш МИД и Совет по правам человека согласны с английским судьёй в Гонконге, который считает, что россиянин не имеет права на ту справедливость, которую получает греческая фотомодель ? Это потому, что он мужчина ? Или не так гламурен ? Или потому, что он русский ?
Очевидно, что дифференцированный подход суда на основании национальности или гражданства не может называться иначе как дискриминация, что недопустимо и грубо нарушает международные правовые нормы.
"CST command" призывает МИД РФ и СПЧ обозначить свою позицию по поводу российского гражданина, лишённого сейчас государственной поддержки России (на которую он вправе рассчитывать по Конституции) и донёс её до КНР и Гонконга, настояв на праве россиянина получить не менее квалифицированный анализ и оценку его деяния, чем фотомодель из одного не самого большого европейского государства.
В России есть и общественный резонанс (который так помог гречанке) и многочисленные публикации в СМИ, а также телесюжеты по поводу дела Сысоева, но слышит ли всё это Гонконг ?
Арестованный в КНР Ллойд Шелленберг по делу о наркоторговле приговорен к смертной казни
ОТТАВА, 14 января. /ТАСС/. Власти Канады крайне обеспокоены сообщениями о том, что канадский гражданин Ллойд Шелленберг приговорен в Китае к смертной казни за наркоторговлю. Об этом в понедельник заявил журналистам в Оттаве премьер-министр страны Джастин Трюдо.
"Мы как правительство серьезно обеспокоены... тем, что Китай решил без достаточных оснований применить смертную казнь в отношении канадского гражданина", - сказал он. По его словам, это также должно стать поводом для беспокойства и для "международных друзей и союзников" Канады.
Ранее сообщалось, что арестованный в КНР по делу о наркоторговле гражданин Канады приговорен к смертной казни. Подсудимый признан виновным в контрабанде более 220 кг метамфетамина. Суд также постановил конфисковать в пользу государства все его имущество.
Согласно первоначальному решению суда, вынесенному в прошлом месяце, канадец был приговорен к 15 годам лишения свободы. Повторное слушание было проведено после появления новых улик, отягощающих вину Шелленберга. Он стал первым за последние девять лет иностранцем, приговоренным к смертной казни в Китае.
Согласно законодательству КНР, лицам, занимающимся производством, продажей и транспортировкой наркотических препаратов весом более 50 граммов, грозит высшая мера наказания. Несмотря на это, наркоторговля по-прежнему считается в КНР одной из наиболее злободневных проблем: за 2017 год власти раскрыли 165 тыс. дел о наркоторговле, задержав 194 тыс. человек. В стране насчитывается более 360 реабилитационных центров, в которых за последние десять лет прошли принудительный курс лечения свыше 1,3 млн наркозависимых.
Читайте также: Канадца в Китае приговорили к смертной казни. Премьер Канады обвинил Пекин в произволе
Associated Press сообщает, что правительство Китая усиливает репрессии против христианских общин в Пекине и ряде провинций, уничтожая кресты, сжигая Библии, закрывая церкви и приказывая верующих подписывать документы, где они отказываются от своей веры. Кампания призвана вернуть верность официальной атеистической коммунистической партии и устранить любой вызов ее власти над жизнью людей. Китайское право требует, чтобы верующие поклонялись только в церквях, зарегистрированных властями, но многие миллионы принадлежат к так называемым подпольным или домашним церквям, которые бросают вызов правительственным ограничениям. Правозащитниками были предоставлены видеоматериалы, где показаны груды горящих Библий и бланки, в которых говорится, что подписавшиеся отказываются от своей христианской веры.
Репрессии касаются не только христиан. Судя по всему, все официально признанные религии Китая подверглись репрессиям. Например, около 1 млн. Уйгуров и других членов групп мусульманских меньшинств на северо-западе страны были произвольно задержаны и помещены в лагеря для индоктринации, где они вынуждены осуждать ислам и исповедовать верность коммунистической партии.
Правительство заявляет, что принимает необходимые меры для ликвидации экстремизма, но отрицает создание лагерей.
ЖЕНЕВА (12 сентября 2019 г.) - Эксперты ООН по правам человека с тревогой отреагировали на сообщения о нападениях на демонстрантов, арестах активистов и правозащитников и сообщениях об угрозах, поскольку протесты в Гонконге продолжаются уже третий месяц.
Эксперты приветствуют ответы на их вопросы и рассчитывают на продолжение диалога с властями.
Они настоятельно призвали власти Гонконга и континентального Китая обеспечить полную защиту лиц, осуществляющих свое право на мирные собрания, и обеспечить, чтобы любые ограничения соответствовали законам и были необходимыми и соразмерными.
«Мы серьезно обеспокоены заслуживающими доверия сообщениями о неоднократных случаях, когда власти не могли обеспечить безопасные условия для участия граждан в публичных акциях протеста без насилия или вмешательства», - заявили эксперты.
"Прогресс происходит не через подавление несогласных голосов и использование чрезмерной силы. Мы призываем власти начать подлинный диалог с целью решения проблем огромного числа протестующих, которые обеспокоены будущим Гонконга."
«Мы отмечаем, что гонконгские чиновники объявили об отзыве законопроекта об экстрадиции, который свидетельствует о готовности местных властей удовлетворить некоторые из требований, выдвинутых демонстрантами».
Эксперты подчеркнули обязательства властей в соответствии с основополагающими принципами международного права уважать, защищать и поощрять права на свободу выражения мнений и свободу мирных собраний. «Мы осуждаем любые формы насилия со стороны кого-либо, особенно чрезмерное применение силы со стороны правоохранительных органов», - заявили эксперты. Мы напоминаем, что в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, который применяется в Гонконге, власти должны защищать безопасность и права тех, кто участвует в собраниях, и создавать условия, способствующие разнообразному и плюралистическому выражению идей и проявлению несогласия с политикой правительства.
«Мы понимаем ответственность властей за обеспечение общественного порядка, но международные стандарты требуют, чтобы такая цель не подавляла права человека на свободу выражения мнений и право на протест."
«Аналогичным образом, мы были обеспокоены сообщениями о спорадическом насилии среди небольшого сегмента демонстрантов, и поэтому мы приветствуем тот факт, что лидеры демонстраций призвали протестующих поддерживать мирный характер протестов и воздерживаться от насилия и враждебности. Мы призываем всех прислушаться к призывам к мирному протесту и чтобы власти строго соблюдали принципы необходимости и соразмерности в борьбе с насилием ».
Они также сказали, что каждый в Гонконге, независимо от того, протестует он или нет, имеет право искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода, независимо от границ.
В заключение эксперты подтвердили свое осуждение насилия с любой стороны и призвав полицейские силы отличать элементы насилия от мирных демонстрантов, которые должны иметь возможность свободно выражать свои взгляды.
Эксперты ООН поделились своими проблемами с властями. «Мы принимаем к сведению проблемы, с которыми сталкиваются местные власти, о которых говорилось 3 сентября, и мы поддерживаем мирный способ преодоления нынешней напряженности. Мы приветствуем участие китайских властей, которые обменивались информацией о ситуации в последние недели, и мы обязуемся продолжать наш конструктивный и откровенный диалог с государственными властями и всеми заинтересованными сторонами. Мы по-прежнему готовы поддержать любые усилия, направленные на содействие широкому, инклюзивному и подлинному диалогу между государственными органами и мирными демонстрантами », - добавили эксперты.