Бразильцы шокированы видео, размещённым 16 января специальным секретарём по культуре правительства Болсонару. На видео национальный секретарь по культуре (министр культуры Бразилии) Роберту Алвим читает речь, почти полностью скопированную из речи министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса об искусстве.
Речь анонсировала церемонию вручение Национальной премии искусств, которая проходила в прямом эфире с участием президента Болсонару.
Ниже приведём сравнение речей двух министров:
«Немецкое искусство следующего десятилетия будет героическим, оно будет невероятно романтичным, оно будет объективным и свободным от сентиментальности, оно будет национальным, с большим пафосом и в то же время императивным и обязательным, иначе оно будет ничем», - говорил Геббельс в своём обращении к руководителям театров (из книги Питера Лонгериха «Геббельс: биография»).
А вот речь Роберту Алвима:
«Бразильское искусство следующего десятилетия будет героическим и национальным. Оно будет наделено огромной способностью к эмоциональной вовлечённости и в то же время императивным, поскольку оно тесно связано с насущными чаяниями наших людей, иначе оно будет ничем».
Не только речь, но и эстетика видео, тон голоса и внешность секретаря, в дополнение к словам и саундтреку, также шокируют.
Фоновая музыка, используемая Альвимом в его послании, является отрывком из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», одного из любимых произведений Гитлера, которое он знал наизусть.
Пугающее сходство, не правда ли ?
Даже ультраправый русофоб Олаву де Каравалью (объявивший на днях о связях бразильских журналистов с КГБ), считающийся гуру правительства Болсонару ("бразильский Распутин") и назначивший Алвима на его должность, не выдержал и заявил, после просмотра видео своего ученика, что «Пока рано судить, но Роберту Алвим возможно не в своём уме».
Заявление Национального секретаря сделано в разгар гонений, которым подвергается бразильская пресса и культура после прихода к власти ультраправого президента Жаира Болсонару. Цензуре и неофициальному запрещению подверглись множество музыкальных, литературных и кинематографических произведений, которые власть сочла подрывными, коммунистическими или вредными для государства.
Скандал с выступлением Роберту Алвима вызвал невообразимый шум в прессе. Немедленной отставки Секретаря по культуре потребовали почти все общественные движения, а также председатель Палаты депутатов, еврейская община и др..
Скандал стал настолько масштабным, что в этот же день, к вечеру пятницы, Роберту Алвим был уволен.
Болсонару заверил общественность в неприятии фашизма и тоталитаризма, а Алвим на прощание извинился перед иудейским народом и сказал, что все совпадения были случайными.
Однако, коллеги бывшего Секретаря по культуре уверяют, что он знал кого цитирует.
Не далеко ушёл от Алвима и министр образования Бразилии Абраам Вайнтрауб.
Вот что его слова:
«… Коммунисты - это верхушка страны. Они вершина финансовых организаций; им принадлежат газеты; они являются владельцами крупных компаний; они являются владельцами монополий… »
А вот, что говорили нацисты 30-х годов:
«… Евреи - верхушка страны. Они вершина финансовых организаций; им принадлежат газеты; они являются владельцами крупных компаний; они являются владельцами монополий… »
Напомним, что официальным номинантом на получение премии Оскар в категории "Лучший документальный фильм" является бразильская кинолента "На краю демократии" (в оригинале "Демократия в головокружении"), рассказывающая о перевороте 2016 года, в результате которого к власти пришёл Болсонару, а демократические силы подверглись скрытым и явным репрессиям.
Картина вызвала раздражение и яростные нападки со стороны правительственных чиновников. Сам Жаир Болсонару сказал, что "это фантастика, которая нравится тем, кто любит то, что едят стервятники".
В декабре 2019 года на премьере ы Нью-Йорке своего фильма "Маригелла", американский актёр и режиссёр Вагнер Моура (известный в России по главной роли в фильме "Элитный отряд") сказал: "Вся культурная вселенная в Бразилии в основном разрушена. АНСИН (национальное агентство кинематографии) уничтожена. Закончено. Игра окончена. Я понял, что эти люди боятся того, что может сделать художник. Такова природа искусства. Фильмов, пьес. Эти вещи заставляют людей думать. Даже если это не прямое политическое воздействие, оно представляет угрозу. Я бы сказал художникам: продолжайте делать то, что делаете. И, конечно, будьте необузданными . Чем радикальнее, тем лучше".
6 февраля бразильскими журналистами был обнаружен и обнародован тайный документ министерства образования, представлявший из себя проект по изъятию из школ вредных для детей книг. В список подлежащих изъятию произведений попали произведения бразильских классиков, а также ряд зарубежных произведений, в частности книги Эдкара По и Франца Кафки.
Это вызвало гнев демократической прессы, сравнившей данные действия государственного ведомства с действиями нацистов в фашистской Германии.
Рок-музыкантам, осуждающим полицейский режим в Бразилии запрещают демонстрировать свои видеоклипы по телевидению а песни популярного бразильского рок-музыканта Chico Science, где осуждаются произвольные аресты и полицейские убийства, также запретили исполнять на концертах и карнавале .
Прокуратура возбудила дело против организаторов рок-фестиваля, изображавших на своих афишах Болсонару в неприглядном виде:
7 февраля около 1900 бразильских и зарубежных артистов, интеллектуалов (в т.ч. Стинг, Пауло Коэльо, Ноам Хомский, Чику Буарки, Каэтану Велозу) и политиков подписали Манифест с осуждением "эскалации авторитаризма" и попыток правительства Болсонару подвергнуть цензуре культуру, науку и образование.
Тем временем президент Болсонару решил выкинуть из президентского дворца половину ценнейшей государственной президентской библиотеки, чтобы сделать там офис с ванной для своей жены.
Вот так выглядела библиотека раньше:
И вот так она выглядит сейчас:
Неправительственная организация Amnesty International (AI) выпустила предупреждение, в котором говорится, что президент Бразилии Жаир Болсонару угрожает правам человека. В документе Юрема Вернек, исполнительный директор Amnesty International в Бразилии, заявила, что руководство "приняло меры, которые угрожают праву на жизнь, здоровье, свободу, землю и территорию бразильцев, которые находятся в сельской местности или в городе" и пожелала бразильцам достойной жизни, свободной от страха ".
«Все это сопровождается откровенно античеловеческой риторикой, которая усиливает обеспокоенность Amnesty International по поводу ситуации с правами человека в Бразилии», - добавляет она.
Вернек и директор Amnesty International по Северной и Южной Америке Эрика Гевара-Росас попытаются доставить письмо президенту Бразилии и другим представителям правительства. Послание объединяет проблемы и рекомендации Amnesty
Вот некоторые фрагменты послания и мнения экспертов AI:
Спустя почти пять месяцев после начала работы нового правительства Amnesty International во вторник (21 мая) запускает акцию «Бразилия для всех», в которой она представит основные проблемы в стране с момента прихода администрации Жаира Больсонару. Основные моменты: дискурс о правах человека, который обозначил всю политическую траекторию президента, включая избирательную кампанию 2018 года, начинает воплощаться в мерах и действиях, которые угрожают и нарушают права человека всех людей в Бразилии.
«В октябре 2018 года, вскоре после окончания избирательного процесса, мы предупредили, что позиции Болсонару представляют реальный риск для прав человека в стране. Мы внимательно следим за его правительством, и, к сожалению, наша обеспокоенность начинает оправдываться: правительство Bolsonaro приняло меры, которые угрожают праву на жизнь, здоровье, свободу, землю и территорию бразильцев, которые, будь то в сельской местности или в городе, хотят достойной жизни, свободной от страха », - говорит Юрема Вернек. Директор Представительства Amnesty International в Бразилии добавляет: «Это меры, которые могут затронуть миллионы людей, и для нас справедливая страна не исключает своих граждан.
«Некоторые меры, принятые или предложенные этим правительством в течение этих пяти месяцев, вызывают много опасений: они могут повысить риск убийств с применением огнестрельного оружия, узаконить политику общественной безопасности, основанную на применении смертоносной силы, нарушить права Коренный народов, основанные на карательной наркополитике, неэффективной на практике, могут неоправданно усилить контроль над НПО, лишить права на правду, справедливость и компенсацию жертв военного режима », - говорит Юрема Вернек.
«В 2017 году Amnesty International показала, что Бразилия является одной из самых опасных стран в Северной и Южной Америке для правозащитников, а Global Witness раскрыла, что она является самой рискованной в мире для тех, кто защищает права человека, связанные с землей и окружающей средой. "
«Мы недавно видели, как во многих странах политические лидеры проводят кампанию с повесткой дня и речью открыто против прав человека». В Бразилии эта риторика начинает превращаться в конкретные меры, и мы просим Болсонару предпринять твердые и решительные шаги для защиты и гарантировать права человека по всей стране и гарантировать, что те, кто защищает и охраняет их, могут делать это, не опасаясь репрессий ".
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 22 мая. /ТАСС/. Правительство Бразилии считает необоснованной прозвучавшую во вторник критику со стороны правозащитной организации Amnesty International ("Международная амнистия") в свой адрес в связи с тем, что их политика якобы представляет угрозу жизни и свободы граждан. Об этом говорится в совместном заявлении МИД и министерства по делам женщин, семьи и защиты прав человека южноамериканской республики.
"Нами не обнаружено свидетельств того, что эти обвинения основаны на конкретных данных или фактах", - говорится в документе. Власти также заявили о готовности к диалогу с активистами по указанным в их письме вопросам. Как утверждают министерства, правительство готово на деле доказать, что правозащитная повестка является одной из приоритетных.
Во вторник Amnesty International распространила текст открытого обращения с критикой государственной политики в области общественной безопасности, неэффективных, по их мнению, подходов к борьбе с наркопреступлениями. Кроме того, организация обвинила правительство Бразилии в дискриминации по отношению к коренному населению и потомкам жертв рабовладельческого строя, а также в "необоснованном" усиления контроля за деятельностью неправительственных организаций (НПО). В письме правозащитники также высказали обеспокоенность в связи с инициативами новой власти по либерализации оружейного законодательства.
В 2017 году Amnesty International назвал Бразилию одной из самых опасных стран американского континента для ведения правозащитной деятельности. Особую обеспокоенность организации вызывала безопасность активистов природоохранной сферы, а также тех, кто защищает земельные права граждан.
ИСТОЧНИК: ТАСС
Правозащитников и общественных деятелей в Колумбии убивают с пугающей скоростью. Во вторник агентство ООН по правам человека предупредило, что оно призвало правительство "приложить энергичные усилия", чтобы предотвратить нападения на тех, кто защищает основные права.
Первыми в 2020 году в Бразилии под удар воинственной русофобии попали неугодные ультраправым бразильские журналисты Ансельму Гоис (Ancelmo Gois) и Зе дирсеу, которых Олаву де Каравалью (астролог, известный как гуру президента Болсонару) называет агентами КГБ, которые были завербованы СССР и Кубой. но продолжают оставаться в строю. "Как говорит Владимир Путин, "не бывает бывших агентов КГБ", - резюмирует Каравалью.
Год назад охоту на ведьм вело Министерство образования Бразилии, в лице бывшего тогда министром образования Рикарду Родригеса Велеса (поклонника Каравалью), официально заявившего, что журналист Ансельму Гоис обучался в КПСС и КГБ.
Заявление было сделано в ответ на отчет Ансельму, где он утверждает, что после прихода к власти Болсонару власть подвергла цензуре и удалила с веб-сайта для глухих (INES) все видео о левых теоретиках, таких как Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Жана Жак Руссо и даже примкнувший к ним Фридрих Ницше с кучей других философов, которых можно отнести к "левым" с очень большой натяжкой.
16 января нынешнего года очередную попытку демонизации левой идеологии предпринял последовательный олавист Эдуарду Болсонару ( федеральный депутат и сын действующего президента Бразилии), заявивший, что "педофилия является частью марксистского плана по уничтожению семьи".
Эдуарду Болсонару и Олаву де Каравалью
Наверное можно было бы не уделять столько внимания клевете на марксистов и СССР, если бы в глазах простого бразильского обывателя современная Россия не ассоциировалась бы плотно с бывшим Советским Союзом. Так или иначе, но любое очернение исторического прошлого России рикошетом бьёт по современному имиджу России, которую многие считают прямой наследницей и преемницей политических традиций СССР.
Капитан военной полиции из Группы специальных действий по борьбе с организованной преступностью (GAECO) был арестован в бразильском городе Куритиба по обвинению в коррупции и вымогательстве, сообщает O Globo,
Он требовал 100 тысяч реалов у бизнесмена за прекращение расследования по его делу.
28 декабря 2019 года полицейский был арестован по заявлению данного бизнесмена.
Журналист «МК» побывал в самом западном регионе КНР: прав ли Запад, обвиняя Китай в создании лагерей
«В Китае, как ты, наверное, знаешь, и сам император китаец, и все его подданные китайцы». Хрестоматийное начало написанной в 1843 году сказки Ганса-Христиана Андерсена «Соловей» сегодня, в XXI веке, безнадежно устарело. И императора в Китае нет уже давно. И далеко не все граждане Китая — этнические китайцы. Когда исполнилась моя давняя мечта и я прилетел в Урумчи, главный город Синьцзяна, я понял, что попал в совсем другой Китай. Этот Китай очень похож на «нашу» — советскую и постсоветскую Среднюю Азию. Само собой, с мощной китайской спецификой.
«Русский след» в Синьцзяне
Расшитые тюбетейки, характерные среднеазиатские узоры на шелковых и хлопчатобумажных тканях, мечети, арыки и высокие тополя вдоль дороги в деревнях, выпеченные в тандыре круглые лепешки-наан, умопомрачительно пахнущие, щедро посыпанные молотой зирой и перцем шашлыки. А обилие красных флагов, серпов и молотов, школьников в пионерских галстуках вообще вызывает волей-неволей прилив ностальгических чувств. И главное — прекрасные люди, среди которых чувствуешь себя как дома.
У британского писателя П.Г. Вудхауса в его книгах про Дживса и Вустера есть пара второстепенных персонажей, которые, проведя дней десять в той или иной экзотической стране, ничтоже сумняшеся публиковали книги типа «Индия изнутри» или «Куда идешь, Бразилия?». Не хочу уподобляться подобным авторам. Десяток дней, проведенных в Синьцзяне, увы, не делают меня экспертом по этому обширному (три Франции поместятся) и удивительному региону, расположенному на самом западе Китая. Но я попробую рассказать об увиденном и услышанном.
КНР — многонациональная страна. И ханьцы (собственно китайцы) — лишь одна из населяющих ее национальностей, хотя и самая многочисленная. Взгляните на китайские банкноты — там надписи на разных языках, сделанные разными шрифтами. Китайскими иероглифами, тибетским письмом и старомонгольскими буквами. И еще арабской вязью — это по-уйгурски.
В Синьцзян-Уйгурском автономном районе вывески, выполненные арабской графикой, встречаются почти столь же часто, как и китайской. Что еще более усиливает экзотику региона, который населяют 47 национальностей — из них 13 называются коренными: уйгуры, ханьцы, казахи, киргизы, монголы, узбеки, таджики, татары, русские... Да, в регионе русские официально считаются одной из местных национальностей — впрочем, их численность невелика: менее 10 тысяч человек.
И тем не менее «русский след» то и дело встречается в Синьцзяне. Например, православная церковь в Урумчи. Читаю написанную арабской графикой уйгурскую вывеску «Ясли». А доктор будет «дохтур», медсестра — «медсестра», поезд — «пойиз», пиво — «пивэ». «Билет бар?» — «Билет йок» — что тут непонятного? И это только навскидку. А уж мои коллеги из Казахстана и Киргизии говорили с местными жителями (каждый на своем языке) без переводчиков, отлично понимая друг друга — ведь уйгурский язык родственник и казахскому, и киргизскому, и узбекскому, и татарскому, и якутскому. Между прочим, еще несколько десятилетий назад синьцзянские уйгуры использовали кириллицу!
Было бы странно, если бы было иначе. И дело не только в общих тюркских корнях народов Центральной Азии. Наша страна и сейчас имеет (пусть и небольшой — около 55 км) участок границы с Синьцзяном на Алтае. А в прошлом граница тянулась на тысячи километров — в Казахстане, Киргизии, Таджикистане. В свое время Синьцзян был одним из театров «большой игры» между Россией и Британией, ставкой в которой было господство в Средней Азии и Индии. Сюда, на китайскую сторону, бежали подданные Российской империи после подавления Среднеазиатского восстания 1916 года. Сюда же уходили целыми соединениями разгромленные белогвардейцы. В 1930-е и 1940-е годы СССР активно принимал участие в происходивших в Синьцзяне событиях. Случалось, что в регион входили части Красной Армии, чтобы навести порядок (бывало даже такое, что действовали они вместе с белоэмигрантскими частями!).
Вообще надо сказать, что в прошлом столетии Синьцзян — как и остальные части страны — лихорадили исторические бури. А с учетом удаленности от центра, этнической и религиозной специфики — особенно. Делались попытки отделиться от Китая: в 1933 году в Кашгаре была провозглашена просуществовавшая несколько месяцев Исламская Республика Восточного Туркестана, а в 1944-м — Республика Восточный Туркестан. Отголоски давних событий эхом отдаются и сейчас. Еще несколько лет назад то и дело из Синьцзяна приходили вести о терактах, нападениях на полицейские участки, бунтах и столкновениях. В последнюю пару лет (постучим по дереву, чтобы не сглазить) стало гораздо спокойнее.
Что говорят и пишут?
Синьцзянская столица Урумчи — уникальный город в силу своего географического положения, в своем роде рекордсмен. Это самый удаленный от моря крупный населенный пункт в мире. Однако в море информационном этот регион занимает сегодня особое положение.
В западных СМИ Синьцзяну уделяют много внимания. И внимания не слишком благосклонного.
Я вспоминаю, как в 2009 году из Синьцзяна приходили тревожные вести о беспорядках, актах насилия и вандализма. Власти обвинили в организации случившегося эмигрантские организации, подстрекавшие «преступные элементы» через Интернет. В те дни я общался по телефону с находившимися в Германии представителями «Всемирного уйгурского конгресса» и уйгурской диаспоры в Средней Азии, которые настаивали на мирном характере своих действий и отсутствии призывов к насилию. Зато они винили китайских коммунистов в ущемлении политических и экономических прав уйгуров, их религиозных свобод, в стирании исторической памяти, в переселении китайцев из внутренних районов в СУАР. В том, что доля уйгурского населения в Урумчи сократилась до 20 процентов. В том, что высокие посты занимают ханьцы, и им же отдается предпочтение при приеме на работу.
С тех пор прошло 10 лет. Синьцзянская тема вновь громко звучит на Западе. В конце августа прошлого года эксперты комитета ООН по искоренению расовой дискриминации опубликовали доклад, в котором говорится, что до миллиона уйгуров могут находиться в «перевоспитательных лагерях» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Смотрю по новостным агрегаторам, что пишут англоязычные медиа об этом регионе. Вот только некоторые заголовки: «Китай разрушил мечети и другие мусульманские объекты в Синьцзяне» (The Washington Post). «США обвиняют Китай в содержании до 3 млн синьцзянских мусульман в концентрационных лагерях» (Forbes). «Полицейское облако»: китайская база данных отслеживает приложения, локацию машин и даже использование электричества в мусульманском регионе» (Time). «Майк Помпео призвал Китай немедленно прекратить задержания уйгуров в Синьцзяне» (Guardian). «Уйгурская беженка рассказывает о смерти и страхе в китайских лагерях в Синьцзяне».
А вот цитата: «Китай находится перед лицом нарастающего осуждения за его предполагаемое преследование мусульманских меньшинств. По оценкам Государственного департамента, от 800 тыс. до 2 млн тюрков-мусульман, включая уйгуров, этнических казахов, киргизов и других, содержатся в том, что Пекин называет «лагерями перевоспитания». Другие называют это концлагерями».
Другая цитата: «Китайские власти в западной провинции Синьцзян строят исчерпывающую базу данных, которая отслеживает перемещения, использование мобильных приложений и даже потребление населением электричества и бензина в этом в значительной степени мусульманском регионе, заявляет американская правозащитная группа».
Активно выступает с критикой действий КНР в Синьцзяне Турция. Например, представитель турецкого МИД Хами Аксой выражал озабоченность тем, что живущие за пределами Китая (в том числе и в Турции) уйгуры не могут получить сведения о родственниках и близких в СУАР. И призывал Пекин уважать права уйгуров и закрыть лагеря.
В Китае в ответ на эти обвинения утверждают, что речь не идет о массовых репрессиях. Что идет борьба с терроризмом — и только с 2014 года в регионе обезврежено 1588 банд, арестовано 12 995 террористов, захвачено 2052 взрывных устройства, конфисковано более 345 тыс. экземпляров нелегальных религиозных материалов, а за незаконную религиозную деятельность подвергнуто наказанию более 30 тысяч человек (эти данные приведены в брошюре, подготовленной службой информации Госсовета КНР). Что проводится программа борьбы с радикализацией молодежи и экстремизмом. Что цель тех учреждений, которые на Западе именуют «концлагерями», — не наказание, а перевоспитание, обучение и возвращение обществу полноценных граждан. Что на кону стоит целостность государства и противостояние терроризму. Что нет дискриминации по национальному и религиозному признаку. Но слышны ли эти слова?
«Нас не хотят услышать на Западе. А ведь мы хотим сделать хорошее дело. Но нас даже не слушают», — с нескрываемой горечью сказал мне китайский собеседник.
«Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Эту фразу я не раз слышал в Синьцзяне, куда приехал в группе иностранных журналистов по приглашению местных властей.
Безусловно, это так. Но могу ли я стопроцентно доверять своему зрению? И я предвижу упреки: «Ты увидел лишь то, что тебе хотели показать. И показали тебе потемкинские деревни. А на самом деле все просто ужасно». И так далее.
Может быть. На самом деле я не жалуюсь на фантазию и очень много могу домыслить. Живу я на свете не первый год — и я очень многое могу предположить о том, что осталось «за кадром». Но я не буду домысливать и предполагать. А лишь расскажу о том, что я видел и слышал. Не раздавая по возможности оценок. И все равно я ступаю на довольно скользкую почву, рискуя нарваться на критику справа и слева.
Мне меньше всего хочется примеривать на себя роль Горького или любого другого советского писателя — из тех, кому наши современники любят попенять за то, что они побывали «экскурсантами» на Соловках или на Беломорканале, а потом воспевали лагерный труд. Но я не Горький, а то, что я увидел в Синьцзяне, — далеко не Беломорканал. И те заведения, которые мне довелось посетить, совсем не похожи ни на лагеря, ни на исправительные колонии.
Что я видел?
А вот Максима Горького я в Китае все-таки увидел. Точнее, его портрет, висевший в «центре профессиональной подготовки» в уезде Вэньсу, неподалеку от города Аксу. Изображение «буревестника революции» сопровождается его цитатой на уйгурском и китайском языках. О том, что гений — это просто искра, а чтобы она превратилась в пылающее пламя, надо учиться...
Итак, наш микроавтобус въезжает за ограду — довольно невысокую. Колючей проволоки и вышек не видно. Сам въезд в центр, правда, «фортифицирован», есть на нем охрана, но эту картину можно увидеть где угодно в общественных местах.
Другое дело, что вокруг центра пустыня. От города ехать около получаса. Так что бежать, в общем-то, некуда. Впрочем, через несколько дней мы летим в другой синьцзянский город, Хотан. И там нас везут в аналогичный центр, расположенный в городской черте, через узкую дорогу от обычной школы. И тоже невысокий забор по периметру, без внешних признаков сверхохраняемого «пенитенциарного заведения»... В остальном же оба заведения похожи одно на другое — и там, и там иностранную прессу встречали народными танцами и музыкой.
Центр в уезде Вэньсу был создан в апреле позапрошлого года. В нем насчитывается 14 классных комнат для обучения языку и 36 помещений, где преподают различные профессиональные навыки — изготовление париков, портняжное дело, ковроткачество, выпечка кондитерских изделий, плодоводство, ремонт электроприборов и автомобилей. Есть помещения для занятий народными танцами, чайной церемонией, каллиграфией и рисованием. В другом центре, что близ Хотана, немного другой набор профпродготовки: поварское искусство (самое популярное здесь направление: несколько десятков человек стоят у плиты, подбрасывая содержимое сковородок-воков, нарезая тесаками редьку и готовя плов), уход за младенцами (очень, говорят, перспективная квалификация), работа горничных и официантов, парикмахерское дело, массаж...
Внешне все напоминает обычную школу — если только не брать во внимание то, что ученикам от 22 до 40 лет. Директор центра в Вэньсу рассказывает, что здесь находится более 400 человек, 182 человека уже вышли из его стен, вернувшись к обычной жизни.
Заглядываю в комнаты, где живут учащиеся. Довольно спартански обставленные комнаты. Несколько двухъярусных кроватей, большой обеденный стол, столы для занятий, стулья, душевая на несколько человек. Обязательная стойка с газетами. На стенах у кроватей кое-где наклеены журнальные вырезки. Примерно так выглядела моя комната в студенческом общежитии.
Времени на посещение центра было отведено не так много, как хотелось бы. Удалось переговорить с учащимися — причем мы сами выбирали, кому задавать вопросы. Никто не мешал фотографировать, и никто потом не требовал показывать отснятое (и уж тем более удалять какие-либо кадры).
Рассказы наших собеседников — а я говорил с несколькими парнями и девушками в обоих посещенных центрах — похожи один на другой. Все они попали в центр после того, как начали интересоваться материалами радикально-исламистского характера. Кто-то, наслушавшись речей о том, что ханьцы — иноверцы, «неверные», с которыми не следует иметь ничего общего, устраивал драки, бил стекла в принадлежащих ханьцам магазинах. Рано или поздно они «попадали на карандаш» — причем, судя по рассказам, некоторые делали это добровольно. Судя по рассказам, молодые люди оказывались перед выбором: либо попасть в тюрьму и получить на всю жизнь «черную метку», либо поступить в центр, пройти обучение и выйти нормальным гражданином, имеющим работу и перспективы нормальной жизни.
Двадцатипятилетняя Нурбия находится в центре с 2017 года. Сюда она попала после того, как увлеклась чтением в телефоне экстремистских материалов антиправительственного содержания. А в Китае это является незаконным. Затем вместе с друзьями стали собираться в незаконной группе. В деревне девушку вызвали «куда надо» и направили сюда. До того как попасть сюда, Нурбия ни слова не знала по-китайски. Теперь мы видим ее записывающей в тетрадь китайские иероглифы. И на вопросы отвечает по-китайски. Спрашиваем: когда она выйдет? Когда сдаст экзамены. После учебы хочет создать фабрику швейных изделий.
Говорит, что каждую неделю она может ездить домой на побывку, с пятницы по понедельник. Родителей видела на прошлой неделе, к тому же в любое время можно позвонить по телефону.
— Разрешены ли мобильники? — спрашиваем у сотрудников центра.
— Вообще-то не запрещены, их можно иметь, но пользоваться во время занятий нельзя. И в центре есть стационарные телефоны, так что учащиеся звонят родным по ним...
32-летняя Айгуль находится в центре уже год. Учится на пекаря кондитерских изделий. Она рассказывает, что жила в городке поблизости, работала в офисе. Из любопытства стала загружать из Интернета незаконный контент, мало-помалу стала проникаться прочитанным. Рассказывает, что начала ненавидеть своих коллег-китаянок. А потом — молиться на работе, в автобусе. В Китае молиться в общественных местах запрещено.
«Я совершила много ошибок, я находилась под влиянием экстремизма», — рассказывает девушка. И прибавляет, что получила шанс исправить положение. В центр попала, по ее словам, при помощи секретаря местной парторганизации. Говорит, что в будущее смотрит с оптимизмом, надеется получить профессию и открыть магазин.
Еще одна молодая женщина, 33-летняя Куржанат, учится уходу за новорожденными, работала в копировальном салоне. Какие-то люди принесли ей запрещенные материалы (о том, что долг каждого мусульманина принимать участие в джихаде), они ей показались интересными — стала размножать. «Мой муж заметил, мы с ним пошли вместе в комитет и все рассказали. Там мне начальник сказал, что я должна исправить совершенные ошибки, сделать правильный выбор». В итоге Куржанат оказалась в центре...
Двадцатипятилетний Абдрахим попал в центр в Хотане в июле прошлого года. «Я находился под влиянием экстремистских идей, — рассказывает парень. — Со своим другом ходил на нелегальные собрания, начал изучать нездоровые идеи. Меня вызвали в поселковый комитет, со мной поговорили, объяснили, в чем я неправ. Я осознал свои ошибки и подал заявку на поступление сюда. Изучаю госязык, законы, учусь на парикмахера».
Спрашиваем, на какой срок попадают сюда, — большинство проводит в центре более года.
— И что нужно, чтобы отсюда выйти?
— Главный критерий — это успешно сдать экзамен по государственному языку.
— Где гарантия, что ваши выпускники будут «излечены» от экстремизма?
Директор школы выражает уверенность, что именно так и будет: «После изучения государственного языка усиливается понимание законов. Наша цель — чтобы они знали, что соблюдение закона — это обязанность каждого гражданина». Действительно, многие «перевоспитуемые», до того как попасть в центр, либо совсем не знали китайского языка, либо знали очень слабо. По замыслу властей, обучение госязыку не только поможет усвоению законов, но и станет социальным лифтом.
— Но, может быть, ваши выпускники продолжают находиться под надзором?
— Нет, они не находятся под надзором...
Честно говоря, этот ответ вызвал у меня скепсис. И, конечно, по итогам посещения центров в Аксу и Хотане накопилось немало вопросов. Главный из них: что осталось «за кадром»? И насколько типичным является то, что я увидел в двух центрах? И сколько всего таких центров? До какой все-таки степени добровольным является решение молодых людей попасть туда?
Или почему ребята не получают духовную поддержку? Ведь приезжающие в центры имамы и муллы могли бы объяснять учащимся, почему экстремизм несовместим с верой. Но этого не предусмотрено, как не предусмотрены и молитвы, и чтение Корана. Как поясняют, для молитвы есть специально отведенные законом места, а центр таковым не является... На мой взгляд, когда речь идет о таких чувствительных материях, как вера, религия, надо действовать очень аккуратно и деликатно. Понятно, что в Китае свои законы. А в чужой монастырь со своим уставом, как известно, не ходят.
Но кто знает, может, в результате проб и ошибок китайские власти придут к более мягким формам воздействия на молодежь. В конце концов, Китай отлично использует инструменты «мягкой силы» в самых различных сферах. А в борьбе с терроризмом и экстремизмом жестких мер мало — нужна не просто «мягкая сила», а smart power, «умная сила». Я верю, что такая сила будет выработана.
Дилемма без решения?
Нас везут в сельскохозяйственный экспо-парк в горое Чанцзи. Огромные площади оранжерей и теплиц — орхидеи всякие, бананы, чего там только нет! Но я смотрю на трубы, по которым растениям подается вода. И думаю совсем не о пышной флоре. Сочленения труб — где я их видел? И вспоминаю: в Урумчи, на выставке изъятого у террористов оружия. Эти фрагменты труб использовали для изготовления самодельных бомб.
Выставка, посвященная жертвам террористических актов, с которыми столкнулся за последние десятилетия Синьцзян, — зрелище не для слабонервных. Очень натуралистичное. Не щадящее чувств. Бьющее по нервам. Разорванные и обугленные тела. Обезглавленные трупы. Мертвые дети, мужчины и женщины, ханьцы и уйгуры. Застывшее в смертной муке лицо убитого полицейского. Сельский учитель, с которым расправились за то, что преподавал учение Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Размозженные камнями головы. Видео с камер наблюдения — взрывающиеся смертники, террористы, набрасывающиеся на случайных прохожих с ножами, врезающиеся в толпу автомобили, разлетающиеся в сторону сбитые люди. Почему-то больше всего «цепляют» кадры, где топориком бьют по голове подвернувшегося под руку торговца, стоявшего со своей тележкой. Пропагандистские ролики запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, специально ориентированные на уйгурскую (впрочем, не только на нее, есть видео, рассчитанное и на говорящих по-китайски) аудиторию, — с казнями, убийствами, подрывами в Сирии и Ираке. И в Интернете такой продукции пруд пруди, с угрозами устроить Китаю реки крови.
Можно сколько угодно сочувствовать национально-освободительным идеям, но где и когда заканчиваются высокие идеалы и начинается терроризм без прикрас?
И кто может возражать против того, что с экстремизмом и терроризмом надо бороться?
Никто и не скрывает, что принимаемые Пекином контртеррористические меры — не от хорошей жизни. Зато наши китайские сопровождающие говорят: у нас за последние двадцать восемь месяцев не было зафиксировано ни одного теракта. Значит, меры оказываются действенными?
И кто может решить эту дилемму: что важнее — права человека или безопасность? Свободы или стабильность? Мне кажется, что простого решения здесь не может быть. Да и сложное — есть ли? И уж, наверное, не Соединенным Штатам с их лагерем в Гуантанамо и тайными тюрьмами ЦРУ критиковать Китай за его методы борьбы с экстремизмом...
Нас везут в гости к 25-летнему выпускнику одного из центров профподготовки. Симпатичный широкоплечий крепыш Абдували выглядит уверенным в себе и довольным жизнью. Его история похожа на те, что мы слышали от других «перевоспитуемых»: «Я любил читать и смотреть в телефоне разные экстремистские материалы, они произвели на меня глубокое впечатление. Например, о том, что мы четко должны разграничивать мусульман и иноверцев. Или о том, что в рай можно попасть только после того, как убьешь «неверного». По словам парня, он добровольно признался поселковым властям, что смотрел запрещенные материалы. Провел в центре 8 месяцев — в это время жена оставалась дома. Молодая женщина, держащая двухлетнюю дочку на руках, говорит, что не слишком беспокоилась за мужа: каждую неделю он приезжал домой, могли созваниваться с ним. «Он сильно изменился за это время, — рассказывает она. — Начал заботиться обо мне, о семье». Теперь парень, получивший две специальности (сельскохозяйственные технологии и выпуск обуви), работает на обувной фабрике: «Раньше сидел на половине гектара земли, занимался сельским хозяйством. Сейчас зарабатываю значительно больше». Имеет домик с участком для огорода — две трети стоимости дало государство, оставшуюся треть должен выплачивать сам. Организаторы поездки признают, что пример этого парня — один из самых успешных. И все равно увиденное впечатляет.
И я вновь возвращаюсь к тому, что лучше один раз увидеть, чем множество раз услышать. Читая западные СМИ, волей-неволей начинаешь представлять себе жизнь в Синьцзяне как нечто жуткое: забитое местное население, стонущее под гнетом властей, беспросветный мрак. Ничего подобного я не увидел ни в Урумчи, ни в Аксу, ни в Хотане. Обычные люди, спешащие по делам или лениво прогуливающиеся. Весело болтающие между собой типичные ханьцы и уйгуры в тюбетейках. Торгующие на рынке и поглощающие лапшу и кебабы. Выгуливающие детей дедушки и флиртующая молодежь. Простая человеческая жизнь...
Глядя на активно продающуюся этническую одежду, которую носят не только по праздникам и не только участники фольклорных ансамблей, начинаешь с недоверием воспринимать разговоры о том, как китайцы стараются вытравить национальную культуру меньшинств. Да вот говорят, что многие китайцы, живущие в СУАР, вслед за своими мусульманскими соседями перестают есть свинину, отдавая предпочтение баранине. Не очень сочетаются с преследованиями национальной культуры фантастические сцены, которые показывают в Синьцзянском Большом театре в грандиозном спектакле «Назад по Шелковому пути», где представлено уникальное наследие уйгуров и других народов, населяющих этот край.
Или вот еще: если горожанам-ханьцам в рамках политики «одна семья — один ребенок» действительно разрешали иметь одного ребенка, то представителям национальных меньшинств — двух детей. А в деревнях — троих...
На Западе пишут про снос в Синьцзяне мечетей, но я не видел сообщений про строительство новых. Мне довелось побывать в новой, всего два года назад построенной мечети в городе Аксу. Тридцатилетний имам мечети говорит, что да, старая мечеть была снесена, но там не было никаких удобств, зато в новой есть все необходимое — от электричества до водопровода. «Зимой в мечети тепло, а летом прохладно», — говорит имам. С гордостью демонстрирует парковку на сотню автомобилей: «Теперь у большинства прихожан есть машины, а раньше у многих даже велосипеда не было, приходили молиться пешком». В городе Хотан посещаем мечеть, построенную в XIX веке, — но в ней проведен ремонт, подведены коммуникации. На вид очень просторно — помещение рассчитано на 2 тыс. человек и хорошо обустроено.
Конечно, не все из увиденного в автономии выглядит как тишь да гладь.
Да, бросаются в глаза расположенные чуть ли не в каждом квартале полицейские участки. Подъезды к учреждениям фортифицированы по всем правилам: бетонные блоки, металлические ограждения из труб диаметром с древесный ствол, ежи-рогатки. Заходишь в универмаг или на почту — выкладывай вещи на ленту досмотра, все будет просвечено. Чтобы зайти в метро — то же самое (но с тем же я столкнулся и в метро Дели, да и в в московском метро нет-нет да проверяют рюкзаки и чемоданы). Само собой, вездесущие камеры видеонаблюдения, и тут же припоминаются рассказы о программах распознавания лиц, тотальной слежке и т.д. С другой стороны, похоже, это вообще неизбежная примета современного мира.
Да, крайне раздражает отсутствие привычных интернет-поисковиков, мессенджеров и почтовых ящиков — и от этого, кстати, перспективы российского «суверенного Интернета» выглядят еще менее привлекательными.
Да, никто не скрывает, что уровень жизни в здешних краях остается пока невысоким. ВВП на душу населения в Синьцзяне в несколько раз меньше, чем в Пекине или Шанхае. Но я видел, как много строится домов и дорог, больниц и детских садов. Как человек, высаживая тысячи деревьев, заставляет пустыню Такла-Макан, это «море смерти», отступать.
В автономии создаются новые рабочие места, повышаются стандарты жизни. Власти вкладывают миллионы в развитие Синьцзяна. В том числе потому, что отлично осознают: бедность и неразвитость — отличная питательная среда для экстремизма. В копилку антитеррора идет и объявленная Си Цзиньпином борьба с коррупцией, ведь идеологи сепаратизма говорили: смотрите, эти коммунисты-ханьцы — взяточники и воры.
Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда. Так утверждал певец британского империализма Редьярд Киплинг. И был в корне неправ. Потому что по крайней мере в Синьцзяне Запад и Восток встречаются. Ведь если одни именуют этот край «Восточным Туркестаном», то другие — «Западными областями». Точнее будет сказать, что СУАР вполне может стать мостом между Западом и Востоком. Особенно если учесть, что через регион проходил знаменитый Шелковый путь, соединявший Поднебесную со Средней Азией, Ближним Востоком, Средиземноморьем и в конечном счете Европой.
Синьцзян, как и в старину, может стать важным узлом — уже в рамках амбициозной инициативы «Один пояс, один путь». Хотя западные эксперты и скептически оценивают перспективы непростого региона стать мощным хабом, думаю, что предпринимаемые усилия не пропадут втуне.
Я осознаю, что за время своего путешествия увидел так мало! И что многое осталось вне поля моего зрения. И что я мог увидеть лишь то, что мне хотели показать. Но вот о чем я думаю. Древняя китайская философия подарила миру понятие «инь-ян», единства и борьбы противоположностей: столица и окраина, единство и сепаратизм, центростремительные и центробежные силы. Все это можно увидеть в истории и сегодняшнем дне Синьцзяна. Да, проблем в многонациональном Синьцзяне много, этого не отрицает никто. И не каждую можно решить лихим кавалерийским наскоком. Я не знаю, к чему придет этот край в будущем. Но как человек, родившийся в стране, которой больше нет, в Советском Союзе, я знаю, что, оказавшись порознь, мы потеряли гораздо больше, чем приобрели. И поэтому надеюсь, что Китай во всем своем многообразии сохранит выстраданное вместе и вместе взращенное единство. И ответственность за это лежит на плечах как Пекина так и регионов. Впрочем, это касается не одного только Китая.
Урумчи–Аксу–Хотан–Москва.
Фрагмент статьи в защиту священника из Сан-Паулу, которому угрожают из-за его правозащитной деятельности.
Не новость, что у правозащитников в Бразилии на спинах нарисована мишень. Мариэль Франку, чьё убийство так и не раскрыто, показала нам, что голос, который ломает социальное безразличие, который затрагивает «хороших людей», нежелателен. Марселу Фрейшу, из той же партии, что и Мариэль - PSOL - постоянно находится под угрозой смерти. Однако когда мы выберемся из парламентов и выборных органов, мы окажемся в еще большей опасности!
Страх является рутинной частью повседневной жизни для тех, кто действительно защищает жизнь в этой стране: Бразилия - это латиноамериканская страна, которая убивает больше всего правозащитников.
В сельской местности существует параллельное государство, закон которого состоит в том, чтобы истреблять всех тех, кто защищает демаркацию земель коренных народов, кто осуждает обезлесение и т. д.
Существуют политические факты, которые не распространяются в основных средствах массовой информации: есть большой список имен убитых активистов.
И одним из людей, которому очень угрожают в городе Сан-Паулу, является отец Жулио Ланселлотти, координатор пастыря народа Руа и приходской священник церкви Сан-Мигель-ду-Архангел Мука. Отцу Жулио постоянно угрожали социальные сети и другие средства именно из-за его непримиримой борьбы за права простых людей.
БАНГКОК, 9 фев – РИА Новости. Информационная работа и противодействие антироссийской пропаганде, давно ставшие приоритетом для наших дипломатов в странах Запада, сейчас становятся одним из основных приоритетов и для российских посольств в странах Азии, заявил российским журналистам в субботу посол РФ в Таиланде Евгений Томихин.
Томихин возглавил российское посольство в Таиланде в конце 2018 года. Глава дипмиссии встретился с журналистами российских информационных агентств накануне Дня дипломатического работника, который отмечается в РФ 10 февраля.
"Информационная работа, конечно, сейчас занимает очень важное место. Если в последние несколько лет наиболее активно были в этой сфере вынуждены действовать наши дипломатические миссии в европейских странах и в США, то теперь мы видим эту работу в повестке дня всех российских посольств во всех странах, в том числе на азиатском направлении", - сказал он.
"Хорошо известно, как сейчас ведется негативная по отношению к России пропаганда некоторых государств в информационной среде, и СМИ Таиланда, как и СМИ других стран, здесь не исключение, поскольку информационные потоки перетекают из одного СМИ в другое, и в здешних СМИ бывают перепечатки из западных средств массовой информации", - добавил Томихин.
Информационная работа – это очень важное направление, продолжил дипломат, и в этой сфере уже ведется сотрудничество по линии министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, по линии конкретных СМИ, компаний, которые занимаются медиапродукцией.
"Наши таиландские друзья проявляют к сотрудничеству на этом направлении немалый интерес – возможно, мы в этом году сможем провести ряд крупных мероприятий, и не только двусторонних, именно в этой сфере, совместно с Таиландом", - сказал посол.
"Хотелось бы, чтобы те дела, которые мы вместе с таиландскими коллегами, либо по отдельности, будем инициировать и реализовывать во всех сферах гуманитарного сотрудничества, также помогли нам продвигать позитивный имидж друг друга в глазах населения наших стран", - резюмировал он.
4 офицера военной полиции, наряду с другими фигурантами, арестованы в Бразилии по обвинению в экологических преступлениях, связанных с обезлесением, созданием преступной организации, вторжением в общественные земли, формированием милиции, пассивной и активной коррупцией, отмыванием денег и даже покушением на убийство в районе муниципалитетов Лабреа и Бока-ду-Акра в регионе бразильской Амазонии.
Расследование велось с 2017 года. В преступном сообществ, работавшим под прикрытием государственных экологических организаций, полицейские штата Амазонас отвечали за группу принуждения, которые получали деньги за защиту захваченных земель и вырубку лесов, а также за угрозы и изгнание мелких фермеров с их земель. В деле присутствуют также обвинения в покушении на убийство.